18 марта 2010, 19:14
34
13 минут

Взаимодействие во имя спасения


Несколько часов шел мокрый снег... К ночи похолодало, и дороги прихватило тонкой корочкой льда… Водитель мчавшегося на скорости по городской улице «Мерседеса» не справился с управлением – машину сначала выбросило на бордюр, а затем резко ударило о фонарный столб… Доставать пострадавших  из покореженного корпуса машины (всем троим едва исполнилось по двадцать) пришлось спасателям.  В автомобиле оказались два брата-близнеца. За жизнь одного из них несколько часов боролись медики реанимационного отделения больницы скорой помощи – но безрезультатно – парень скончался, не приходя в сознание. Каковы будут последствия аварии для здоровья двоих других участников ДТП? Не известно!  Это кровавая драма произошла поздней ночью минувшего вторника на улице Тельмана...

Безопасность дорожного движения – тема вечная. Она будет актуально ровно столько, сколько будет существовать автомобильный транспорт. К сожалению, за каждым нарушением правил дорожного движения будь-то по неосторожности, незнанию, или иным причинам – стоит не только исковерканный техника, а  в первую очередь разбитые, в прямом смысле этого слова, жизни…

 

В минувшую среду под председательством заместителя председателя правительства Северной Осетии Виталия Зангионова состоялось очередное заседание Правительственной комиссии РСО-А по обеспечению безопасности дорожного движения. В нем приняли участие представители Парламента, МЧС, МВД, Минздрава и Минобразования,  заместители глав администраций местного самоуправления муниципальных образований и районов республики, Республиканского совета Всероссийского общества автомобилистов  республиканского, Комитета по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству, Управления государственного автодорожного надзора, Комитета по транспорту и прочие заинтересованные лица.

На повестке дня стояли четыре немаловажных вопроса. И первый из них касался взаимодействия служб, принимающих участие в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Как отметил докладчик – заместитель начальника республиканского чрезвычайного ведомства Александр Хоружий, информация далеко не о всех дорожно-транспортных происшествиях поступает в оперативную дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях МЧС.  По информации северо-осетинского УГИБДД МВД в 2009 году на территории республики было зарегистрировано 622 ДТП, в результате которых погибли 140 человек,  и 858 –получили ранения. В то время как в суточном режиме в МЧС поступила информация лишь о 254 ДТП, что составляет чуть более 40% от общего количества аварий.  Более того, только о 156 информация поступила своевременно, и как следствие этого, был осуществлен выезд пожарно-спасательных подразделений для проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий ДТП. Об остальных авариях спасатели узнавали с существенной  задержкой, а зачастую информация поступала только к утру следующего дня.

«При спасении пострадавших важным фактором является время происшедшее с момента возникновения ДТП до начала спасательных работ, – констатировал полковник Хоружий, – Наиболее эффективно спасение пострадавших, когда действия спасателей проводятся в течение 30 минут с момента ДТП».

«Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений после оповещения зависит от удаления от места ДТП и в среднем составляет около 20 минут, – продолжил он, – Если учесть время обнаружения и оповещения, то помощь пострадавшим в ДТП оказывается за пределами 30 минут, что существенным образом снижает ее эффективность. Поэтому совершенствование системы спасения при ДТП должно, прежде всего, идти по пути сокращения времени, обнаружения, оповещения и доставки экстренных служб к месту ДТП».

В МЧС республики считают, что в деле спасения людей, попавших в автокатастрофы, большую значимость имеет вопрос незамедлительного взаимного оповещения экстренных служб, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП – ведь это позволит не только в минимально короткие сроки оказать помощь пострадавшим и создать условия для восстановления нормального функционирования дороги, но и обеспечит сохранность вещественных доказательств и фиксацию обстановки на месте ДТП до окончания спасательных, а также необходимых оперативных и следственных действий.

В минувшем году для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий от подразделений МЧС России привлекалось 934 человека и 264 единиц техники. В ходе ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий  было спасено 275 человек – практически вдвое больше, чем погибло.

В этом году чрезвычайным ведомством зафиксировано 27 ДТП. В скорбном списке погибших 17 имен. Спасатели успели уже 35 раз принять участие в ликвидации последствий дорожных аварий, ими спасены 47 человек.

В качестве перспективного направления совершенствования службы спасения на дорогах было предложено  рассмотреть вопрос размещения  на наиболее опасных участках автомобильных дорог республики  совместных постов во Владикавказе вблизи населенного пункта  Редант-1; а в районах республики возле поселков  Верхний Фиагдон,  Бурон, Дзуарикау, Дзинага, города Беслан, станиц   Архонка и Луковская..

Не маловажно проведение регулярных совместных учений подразделений МЧС,   МВД и бригад скорой медицинской помощи, причем особое внимание при этом должно быть уделено отработке вопросов взаимооповещения и реальным  выездам от подразделений заинтересованных министерств,  прикрывающих участки автомобильных дорог с отработкой временных нормативов.

По мнению участников совещания значительно повысить уровень реагирования экстренных служб на автоаварии  может  использование системы навигации «ГЛОНАСС» на междугородних автобусах, маршрутных такси, грузовом автотранспорте,  перевозящем опасные грузы – именно они становятся  участникам ДТП с большим количеством пострадавших. Установка навигационных датчиков на транспортные средства позволит сократить время обнаружения места его нахождения при ДТП, а, значит, помощь придет во время.

Выполнение вышеизложенных мероприятий повысит уровень взаимодействия и информационного обмена между службами, принимающими участие в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий,  и позволит добиться повышения уровня безопасности участников дорожного движения, самое главное – снижения гибели людей при ДТП.

Представители Минздрава подняли на совещании вопрос медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе расширения и оснащения современным оборудованием сети медицинских учреждений и пунктов, осуществляющих медицинское освидетельствование водителей на состояние опьянения, проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, повышении качества медицинской подготовки кандидатов в водители в автошколах.

Как было отмечено, за участками федеральных автомобильных дорог республики закреплены определенные лечебно-профилактические учреждения в которых  оказывают  экстренную медицинской помощь пострадавшим. Кроме того, при Территориальном центре медицины катастроф Министерства здравоохранения Северной Осетии созданы трассовые выездные бригады быстрого реагирования с их размещением на базах центральных районных больниц, находящихся в непосредственной близости к проблемным участкам автодорог для оказания медицинской помощи вне зависимости от административного деления муниципальных образований и координацией в организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на этих территориях.

В оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП участвуют 136 бригад скорой медицинской помощи.

Врачи так же отметили, что решающим фактором в спасении пострадавших в авариях  является время. «В работе по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим участники дорожного движения занимают, как правило, пассивную роль. Водители  практически не имеют знаний и навыков оказания доврачебной помощи, не знают назначения предметов и препаратов, находящихся в автомобильной аптечке первой медицинской помощи. Почти в 20% случаев можно было бы избежать смертельных исходов в ДТП при соответствующей подготовке участников дорожного движения к оказанию доврачебной помощи пострадавшим, – отметил заместитель Министра здравоохранения республики Таймураз Ревазов.

Еще в мае 2008 года было принято решение о создании Учебного центра по обучению водителей и сотрудников дорожного сервиса приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП принято Постановление №97 «Об организации обучения водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, приемам оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий».

Для приобретения оборудования Учебного центра  в 2011 году планируется выделение из федерального бюджета 2 млн. 710 тыс. рублей, но  при условии 30% софинансирования из республиканского бюджета.

Кроме того по федеральной целевой программе  в 2010 году Северная Осетия планирует получить свыше  168 млн рублей на организацию травмоцентров для оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Планируется в республике и строительство дополнительных травмоцентров. Например на трассе М-29 «Кавказ»  планируется организация травмоцентров I и III уровней, а на базе Кировской ЦРБ и Правобережной МЦРКБ,  имеющих в своем составе хирургические отделения, операционные и палаты интенсивной терапии – травмоцентров III . Для сокращения времени прибытия скорой медицинской помощи к месту ДТП, обеспечения экстренной эвакуации пострадавших в травмоцентры 1 уровня к ним будет дополнительно прикреплен санитарный автотранспорт, укомплектованный реанимационными бригадами для круглосуточного оказания медицинской помощи пострадавшим. Но опят же республика должна оказать софинансирование в реализации этих проектов.

Нужно отметить, что ранее мероприятия федеральной и республиканской программ по повышению безопасности дорожного движения по линии Министерства здравоохранения РСО-А не финансировались.

В ходе совещания также были обсуждены соответствие нормативных правовых актов РСО-А, регулирующих организацию транспортного обслуживания населения, устанавливающих механизмы допуска перевозчиков на регулярные пассажирские маршруты и критерии приостановления и прекращения права на осуществление пассажирских перевозок при наличии серьезных нарушений, статьям 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также совершенствование конкурсных процедур на право осуществления регулярных пассажирских перевозок.

 

Однако какие бы попытки не предпринимало государство по совершенствованию обеспечения безопасности участников дорожного движения, ситуация вряд ли изменится в корне, прежде чем мы все – и водители, и пешеходы – не начнем уважительно относиться к правилам дорожного движения.

 

Юлия Старченко

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8672) 25-84-32
Единый «телефон доверия»
gu@15.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)