Угроза возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных со сходом снежных лавин в горных районах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, сохраняется. Этому способствуют особенности лавинного режима предыдущих лет и текущего сезона, а также состояние подразделений противолавинной службы Росгидромета.
В федеральных округах лавинная опасность характерна для 6 субъектов, расположенных в пределах горных территорий северного склона Большого Кавказа. На его южном склоне лавины представляют опасность в районе Большого Сочи на территории Краснодарского края.
В зоне опасного воздействия лавин могут, находиться населенные пункты, транспортные коммуникации, линии связи и электропередачи, нефте - и газопроводы, туристические гостиницы, различные лагеря и др. Чаще других от лавинной активности страдают автомобильные и железные дороги, разрушение и завалы которых приводят к длительным перерывам в движении.
За период с 2005 года и по настоящее время на территориях субъектов Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов зарегистрировано 8 чрезвычайных ситуаций, вызванных снежными лавинами, в результате которых погиб 31 человек, пострадало 80 человек, 49 человек спасено.
Всего, за последние 5 лет, на территории субъектов Российской Федерации федеральных округов сошло 2220 лавин, из них самопроизвольно - 1732, принудительно спущено силами противолавинных служб 488 лавин.
С начала текущего лавиноопасного периода сошло 273 лавины, из них самопроизвольно - 218, принудительно спущено 55 лавин.
В регионах работают комплексы горнолыжной туристической индустрии в Карачаево-Черкесской Республике (район Домбая), в Республике Северная Осетия - Алания (Цей), в Кабардино-Балкарской Республике (Приэльбрусье) и в Краснодарском крае (Красная Поляна) с общим количеством туристов более 50 000 человек за сезон.
Лавиноопасные районы также расположены в республиках Дагестан и Адыгея.
Всего на территории ЮФО и СКФО – 19 лавиноопасных районов - 200 лавиноопасных участков (449 очагов), в 6 регионах.
Справочно:
на территории ЮФО 2 лавиноопасных района, 5 лавиноопасных участков (6 очагов) в 2 субъектах.
Республика Адыгея - горная часть Майкопского района – 1 лавиноопасный участок;
Краснодарский край – Адлерский район (район Красной Поляны (п. Эсто-Садок (3 очага), автодорога Адлер - Красная Поляна (3 очага)) – 4 лавиноопасных участка.
На территории СКФО 17 лавиноопасных районов, 195 лавиноопасных участков (443 очага) в 4 субъектах.
Республика Дагестан – 9 горных районов республики - Цунтинский, Цумадинский, Тляратинский, Рутульский, Бежтинский, Ахтынский, Докузпаринский, Гумбетовский, Чародинский участок – всего 55 лавиноопасных участков
Кабардино-Балкарская Республика – Эльбрусский, Черекский, Чегемский и Зольский районы - 132 лавиноопасных участка,
Карачаево-Черкесская Республика – Карачаевский и Зеленчукский районы – 5 лавиноопасных участков (21 очаг);
Республика Северная Осетия - Алания – Алагирский (Транскам и Цейский комплекс турбаз) и Ирафский район – 3 лавиноопасных участка (234 очага).
Для активного воздействия и наблюдения за снежными лавинами в ЮФО и СКФО создана и функционирует Северо-Кавказская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы Росгидромета.
Проблемные вопросы в организации проведения комплекса превентивных мероприятий по принудительному спуску лавин
Серьезную озабоченность с точки зрения обеспечения безопасности населения и территорий (Домбая, Цейского ущелья и Приэльбрусья) вызывает тенденция к резкому расширению освоения территорий, находящихся в непосредственной близости от горнолыжных трасс и лавиноопасных склонов. Решения о выделении земельных участков под застройку на указанных территориях принимались на протяжении последних 5-7 лет главами администраций муниципальных образований без учета их лавинной опасности и зачастую с нарушением законодательства Российской Федерации. Как правило, это территории национальных, природных парков и рекреационных зон, в связи, с чем одной из ключевых на сегодняшний день является проблема законности выделения под строительство участков, находящихся в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации.
Представители территориальных органов МЧС России и Росгидромета к рассмотрению проектов планировки и застройки указанных территорий не привлекались.
При этом, разработка специальных схем и проектов защиты территорий и объектов инфраструктуры от воздействия лавин определенная Градостроительным кодексом не осуществлялась. Органы, участвующие в процессе передачи земельных участков под застройку, как правило, не имеют карт лавинной опасности подведомственных территорий и практически не осуществляют контрольных функций в части осуществления хозяйственной и иной деятельности в зонах повышенной лавинной опасности.
Для решения комплекса вопросов лавинной безопасности в условиях хаотичной застройки горнолыжных курортов, кроме применения инженерных методов защиты: противолавинных галерей, тоннелей, снегоудерживающих щитов, лавинозащитных валов и т.д., которых сегодня не достаточно, необходимо использование иных способов защиты. Например, применение малогабаритного противолавинного комплекса (противолавинного ружья). Использование осколочно-фугасных снарядов из-за большого разлета осколков становится невозможным (300 - 400м).
На территории Карачаево-Черкесской Республики работа противолавинной службы ограничена наблюдением за количеством и структурой снега, а также выявлением лавиноопасных участков.
(Всего, с начала текущего года, на территории Северо-Кавказского федерального округа под лавинами погибло 5 человек).
Необходимо решить вопрос выделения земельного участка для полноценной деятельности противолавинного отряда и предусмотреть вооружение Карачаево-Черкесского ПЛО средствами принудительного спуска лавин.
Не создано структурное подразделение Северо-Кавказской военизированной службы (ПЛО) на территории Красной Поляны Краснодарского края для координации сил и средств противолавинных формирований
Не уделяется должного внимания вопросу выполнения противолавинных мероприятий при строительстве горно-рекреационного комплекса «Мамисон» в Алагирском ущелье Республики Северная Осетия – Алания, с одновременным рассмотрением вопроса размещения ПЛО в районе Цейского ущелья.
В связи с динамичным развитием горнолыжных курортов Северного Кавказа, последующем использовании их для подготовки спортсменов к участию в XXII Зимних Олимпийских играх 2014 года в г. Сочи, вопрос предупреждения чрезвычайных ситуаций, обусловленных сходами лавин приобретает важное значение. Однако работа по обследованию мест подготовки и проведения соревнований на предмет лавинной, селевой и оползневой опасности малоэффективна, нет некоторых заключений, в том числе Росгидромета.
Общий уровень грамотности в области лавинной безопасности низок. Например, многие не имеют даже элементарных знаний о лавинах и лавинном снаряжении (бипер, лавинный щуп, авалунг, АВS и т.д).
Недостаточная работа владельцев горнолыжных курортов по созданию и оснащению собственных мобильных служб безопасности и спасательных служб, организующих обучение отдыхающих по предупреждению спровоцированного схода лавин, нарушений правил эксплуатации горнолыжных трасс, а также по оказанию первой помощи и сокращения времени на поиск пострадавших.
Не применяется повсеместно обязательная регистрация отдыхающих по прибытии на территории горнолыжных курортов в поисково-спасательной службе. Не всегда привлекаются к сопровождению тургрупп проводники.
Укоренилось безразличие к обязательному страхованию туристов.
Предложения по совершенствованию работы по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций обусловленных сходом снежных лавин
Первоочередного решения требуют проблемы проведения полной инвентаризации земель, находящихся в пределах территорий национальных, природных парков, зон рекреации и т.д., четкого разграничения их принадлежности, определения степени подверженности воздействию лавин и дифференциации ответственности за принятие решений по выделению участков под застройку (в том числе в лавиноопасных зонах).
Необходимо формирование в субъектах Российской Федерации специальных комиссий с привлечением в их состав представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (МПР России, Росгидромета, МЧС России и т.д.) и органов прокуратуры.
Необходима проработка на федеральном уровне механизмов реализации постановления Правительства РФ № 443 в части обязательной подготовки экспертного заключения о возможности строительства объектов на территориях, подверженных опасности схода снежных лавин, с исключением возможности «самостроя», с обязательным участием сотрудников МЧС России.
Для защиты населения и территории от лавин нужен комплексный подход, который включает в себя не только активное внедрение новых технологий принудительного спуска лавин, но и активное строительство инженерных сооружений для чего целесообразно разработать концепцию развития горных курортов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с выработкой конкретных предложений.
В целях совершенствования планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций вызванных сходом снежных лавин и минимизации их последствий необходимо:
совершенствовать систему мониторинга для оценки и оперативного прогнозирования последствий ЧС, вызванных сходом снежных лавин, сопряжение этих систем с ЕДДС, локальными системами оповещения федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления находящихся в районах возможного схода снежных лавин, в том числе с подразделениями Росгидромета и дежурными службами горнолыжных курортов;
создание, с Росгидрометом, единой системы учета, хранения и представления информации в области защиты населения и территорий от угроз возникновения ЧС вызванных сходом снежных лавин, а также в части осуществления экспертизы проектов планировки и застройки в лавиноопасных зонах;
проведением совместных мероприятий по ограничению хозяйственной и иных видов деятельности в зонах повышенной лавинной опасности, и проверке готовности поисково-спасательных формирований к действиям в горных условиях при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных со сходом снежных лавин;
создание и развитие в районах возможного схода лавин автоматизированных систем информирования, локальных систем оповещения населения, отдыхающих, а также развитие и сопряжение их с соответствующими территориальными системами ОКСИОН с установкой их на территории горнолыжных трасс.